Карманный навигатор

Исследователи департаментов VDO Automotive и «Корпоративные технологии» компании Siemens помогают людям передвигаться в незнакомых городах на автомобиле или пешком более уверенно, обеспечивая их постоянным потоком обновляемой информации.

«В будущем будет абсолютно нормально. Машины будут постоянно находиться в сети. Основной задачей будет обеспечение бесперебойной и беспроводной подключаемости к внешним источникам и услугам. Одинаково важным является интеграция бытовой электроники и информационно-развлекательных услуг, так как они развиваются стремительными темпами», - объясняет Ханс-Герд Крекелье, отвечающий за ассортимент продукции и управление инновациями подразделения «Информационно-развлекательные решения» компании Siemens VDO (SV) в Ветцларе (Германия). Вот почему он выступает за открытую архитектуру программного обеспечения с интерфейсом, соединяющим транспортные средства с мобильными навигационными и мультимедийными приложениями. «Мы работаем над созданием совершенно новой мультимедийной платформы, которая будет готова к 2010 году», - добавляет Крекельс.

Компания Siemens разработала целый спектр решений по оптимизации управления дорожным движением, включая систему «Ruhrpilot» для региона Рурского бассейна и Центр управления дорожным движением в Берлине . Здесь компьютеры анализируют данные, получаемые от тысяч датчиков дорожного движения; любая информация об автомобильных пробках или ремонтных дорожных работах немедленно передается водителям по радио, мобильным телефонам, через навигационную систему и сеть Интернет.

Это первые важные шаги на пути к сценарию 2016 года. Над реализацией этих планов также работает Кристиан Швингеншлёгль из департамента «Корпоративные технологии» компании Siemens (CT) в Мюнхене, разрабатывающий новые решения для эффективных коммуникационных сетей. Радиосети испытывают серьезные перегрузки, когда водители связываются в пути друг с другом, собирая, обрабатывая и обмениваясь информацией с другими водителями напрямую или через узлы связи - так было до изобретения центрального компьютера. Некоторые приложения требуют чрезвычайно надежной передачи информации, в то время как приоритетом других является высокая скорость передачи, чтобы в режиме реального времени предупредить о ситуации на дороге водителей транспортных средств, следующих позади.

«Прямо сейчас мы работаем над созданием эффективного широкополосного беспроводного соединения с сетью Интернет для транспортных средств», - объясняет Швингеншлёгль. Все современные прототипы основаны на технологии мобильной беспроводной локальной сети (БЛС). Разработчики в настоящее время работают над созданием эффективных протоколов, требуемых для обеспечения надежной передачи информации втечение небольших отрезков времени, когда транспортные средства проезжают мимо друг друга или стационарной точки доступа. Еще одной задачей является управление передачей автомобиля от одного узла БЛС, имеющего радиус действия менее 200 метров, следующему.

В настоящее время международный комитет Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (ИИЭР) создает стандарт БЛС (802.11 р) для автомобилей. Начиная с 2008 года, новые автомобили от всех компаний-производителей должны будут иметь возможность предупреждать друг друга о ситуации на дороге, открывая возможность динамической саморегуляции дорожного движения. По словам Швингенщлёгеля, департаменты SV и «Решения и услуги для промышленности» компании Siemens уже тестируют прототипы. Центральные части больших городов идеально подходят для применения этой технологии».

Цифровые феромоны. Обеспечением связи между различными транспортными средствами также занимается Дитер Колб, работавший последние два года над программным обеспечением по бортовому получению информации о дорожном движении. В сотрудничестве с Университетом Йоханнеса Кеплера и компанией Ars Electronica Futurelab, расположенными в австрийском городе Линц, Колб и его команда из департамента СТ в Мюнхене используют в управлении дорожным движением принцип самоорганизации, позаимствованный у муравьев. Автомобили могут оставлять за собой на дороге след цифровых «феромонов» так же, как это делают муравьи, когда выделяют особый запах, помечая тем самым маршруты к пище.

В данном случае транспортные средства записывают важную информацию для каждого отрезка дороги, такую как, например, время, необходимое для его преодоления. Затем эта информация передается в компьютер или через подвижную радиосвязь ближайшим автомобилям, которые, а свою очередь, пересылают ее другим участникам дорожного движения. Благодаря этому каждый автомобиль будет иметь всю необходимую информацию о текущей ситуации на дороге и, таким образом, выбирать оптимальные маршруты движения. «Мы используем специальную моделирующую программу, чтобы узнать, какую информацию необходимо записывать и как это лучше делать, что наилучшим образом информировать водителей», - объясняет Колб, Это включает в себя, например, моделирование автомобильных пробок с целью установления количества автомобилей, которые должны быть оборудованы такой системой, чтобы сработал эффект самоорганизации.

«Первые результаты выглядят обнадеживающе, - говорит он, - Использование цифровых феромонов может значительно уменьшить сосредоточение автотранспорта, так как водители могут выбрат альтернативные маршруты движения, что равномерно распределяет транспорт по всей дорожной сети». В моделирующей программе Колба выбор альтернативной маршрута или объездного пути экономит время. «Однако необходимо проверить как обстоят дела на самом деле, - говори он. - Человеческий фактор добавляет эффект неожиданности и играет решающую роль в подобной системе. Примерно через один или два года, когда окончательно будут доработаны алгоритмы, мы перейдем полевым испытаниям»,

«Еще около пяти лет уйдет на то, чтобы мы смогли напрямую снабжать навигационные системы информацией о свободных местах на стоянке», - комментирует ситуацию Мирко Вендлер, директор по маркетингу подразделения «Систем управления парковкой» в южной части Германии. Используя техническое ноу-ха партнерской компании Setrix, компании Siemens вела в эксплуатацию свою первую систему управления парковкой в старой части Мюнхена. Этот проект, реализующийся с мая 2006 года, охватывае около 24 крытых парковок общей вместимостью 7400 автомобилей.

Водители, путешествующие по кольцевой дороге вокруг старого города могу ознакомиться с наличием свободных парковочных мест через различные дорожньн знаки. Оборудованные антенной и GPRS модулем дисплеи получают данные чере подвижную радиосвязь с ежеминутным об новлением в часы-пик. «Так как необходимости в прокладке кабеля не было, это сэкономило городу большое количество денег» , - объясняет Вендлер. Лежащая в основе данной технологии система основана на работе с сетью Интернет, что означает, что «новые пользователи услугой, такие как другие парковки, члены Всеобщего германского автоклуба и даже радиостанции, могут подключиться к ней за минимальную плату». Мортсифер является директором по продажам компании Setrix. Его команда разработала необходимую сетевую технологию, выполненную с модулем управления шлюзом, управляющую связью через центр управления и контролирующую ЖК-дисплеи. Программное обеспечение пользовательского и сетевого интерфейсов также создано компанией Setrix, 25 % акций которой принадлежит Siemens.

«В нашем понимании все должны иметь возможность проверить наличие мест парковки по сети Интернет еще до того, как отправиться в путь», - говорит Мортсифер. Тем временем Вендлер работает над запуском другой системы, объединяющей парковки вместимостью 13 000 автомобилей в Эрлангене. Этот город примечателен тем, что тут располагается крупнейший филиал компании Siemens в мире, который будет соединен с системой вместе с операторами парковок, Университетской больницей и местным сберегательным банком. Директива ЕС. ограничивающая выбросы тонкодисперсных частиц, только повысит шансы инновационной системы управления парковкой, так как 40 процентов дорожного движения в городах образуется водителями, ищущими место парковки.

В то время, как системы навигации уже являются неотъемлемой частью жизни водителей, управление движением пешеходов все еще находится на стадии зарождения. В отличие от информации о скоростных автомагистралях и улицах с односторонним движением, пешеходы и велосипедисты по-настоящему нуждаются в цифровых картах, намного более точных, чем существующие. Это объясняется тем, что им необходима знать дорогу, например, к ресторану и банкомату.

Цифровое граффити. У Дитера Колба есть готовое решение для музеев. Совместно с учеными Университета имени Йоханнеса Кеплера он разработал электронный гид для Государственного музея в Линце, использующий принцип «цифрового граффити». Карманные компьютеры, известные как PDA ведут посетителей по различным музейным экспозициям. Они могут также предоставлять дополнительную информацию а виде текста, голоса, изображений и ссылок. «Все музейные экспозиции содержат некоторую информацию», - объясняет Колб. Чтобы электронный гид мог распознавать отдельные экспонаты, посетители музея должны сначала с помощью встроенного фотоаппарата сделать его фотографию, которая будет распознана системой. Затем информация немедленно передается в PDA.

«Посетители могут также оставлять свое собственное граффити, - говорит Колб. - С помощью интерактивного решения они могут оставлять виртуальные сообщения и комментарии на специальном сервере через БЛС. Это могут быть комментарии по экспозиции или сообщение о встрече в музейном кафетерии». Колб также размышляет об областях применения в промышленности. «Департамент «IT решения и услуги» компании Siemens совместно с Германской авиадиспетчерской службой уже протестировал эту технологию в аэропорту Ганновера», - говорит он. Там цифровое граффити используется для навигации самолетов от взлетно-посадочной полосы до места остановки.

Николя Воляйб "Инновации будущего"

Наш телефон: 375 (17) 548-47-47 542-53-24 факс 505-17-84 сервис 375 (17) 541-03-03 e-mail: info@prs.by

2006-2017 © «Профессиональные радиосистемы»